1. Упорядоченное знание
«ПРЕИМУЩЕСТВО ЗНАНИЯ ЯВЛЕНИЙ В СОВОКУПНОСТИ ИХ ЧАСТЕЙ, СОГЛАСНО ИХ РАЗДЕЛЕНИЮ И ПОРЯДКУ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ, НАД ЗНАНИЕМ О НИХ БЕЗ РАЗЛИЧЕНИЯ, ПОДОБНО ПРЕИМУЩЕСТВУ СОЗЕРЦАНИЯ САДА, ВЕЛИКОЛЕПНОГО СВОИМИ КЛУМБАМИ И УКРАШЕННОГО ДОРОЖКАМИ И РЯДАМИ НАСАЖДЕНИЙ, НАД СОЗЕРЦАНИЕМ ЗАРОСЛЕЙ КУСТОВ И ДИКОРАСТУЩЕЙ ЛЕСНОЙ ЧАЩИ».
«Путь Творца» Раби Моше Хаима Луцатто (РАМХАЛЬ)
Объяснение:
Тот, кто владеет общими знаниями, но не разбирается в деталях, а также не осознает, что в них главное, а что второстепенное, где причина, а где следствие, даже если знания его вроде бы обширны, не может считаться мудрым. Истинно мудрый человек знает не только целое, но и то, из чего оно состоит, какая между частями связь и как протекает взаимодействие, а также где пролегают границы; и он умеет, сопоставив все свои знания, понять, какие из них важней и почему.
2. Кто мудр?
«КТО МУДР? ТОТ, КТО ВИДИТ ЗАРОЖДАЮЩЕЕСЯ».
Трактат Тамид (32а)
Объяснение:
Мудрец умеет распознать причины всевозможных явлений, даже если они глубоко скрыты, и понять, к каким последствиям могут привести те или иные вещи и поступки. И об этом сказал царь Соломон, мудрейший из людей (Коэлет 2:14): «Глаза мудреца — в его голове, а глупый ходит во тьме».
3. Семь различий между умным и «болваном»
«СЕМЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИСУЩИ БОЛВАНУ И СЕМЬ — УМНОМУ. УМНЫЙ НЕ ГОВОРИТ В ПРИСУТСТВИИ ТОГО, КТО МУДРЕЕ И ПРЕВОСХОДИТ ЕГО ЧИСЛОМ [СВОИХ УЧЕНИКОВ И ПРОЖИТЫХ ЛЕТ]; НЕ ПЕРЕБИВАЕТ СОБЕСЕДНИКА; НЕ ТОРОПИТСЯ С ОТВЕТОМ; ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ ПО СУЩЕСТВУ И НЕ ДАЕТ УКЛОНЧИВЫХ ОТВЕТОВ; ОТВЕЧАЕТ НА ПЕРВЫЙ [ВОПРОС] СНАЧАЛА, А НА ПОСЛЕДНИЙ — В КОНЦЕ; О ТОМ, ЧЕГО НЕ СЛЫШАЛ, ГОВОРИТ: «Я НЕ СЛЫШАЛ»; ПРИЗНАЕТ ИСТИНУ. ГЛУПЕЦ ЖЕ [ОТЛИЧАЕТСЯ] ПРОТИВОПОЛОЖНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ».
«Пиркей авот» («Наставления отцов»; гл. 5, мишна 7)
Объяснение:
Семь особенностей присущи болвану. Под «болваном» здесь подразумевается вполне способный ученик мудрецов, однако не воспитавший в себе сдержанность и вежливость, мыслящий поверхностно и потому не способный к глубокому анализу изучаемого. (Тиферет Исраэль)
4. Учиться у каждого
«КТО МУДР? ТОТ, КТО УЧИТСЯ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА».
Пиркей авот (гл. 4, мишна 1)
Объяснение:
Тот, кто учится у любого, даже у знающего меньше него, обнаруживает истинную потребность в знаниях и стремление к мудрости, а потому его связь с ней неразрывна.
5. Цель мудрости
«Цель мудрости – привести человека к тшуве и добрым поступкам»
Талмуд (Брахот)
6. Кто больше: мудрый или пророк?
«МУДРЫЙ ЛУЧШЕ ПРОРОКА»
Талмуд (Бава Батра, 12а)
Объяснение:
Пророк в своих видениях воспринимает только то, что ему открывают Небеса, в то время как мудрый — благодаря своей проницательности — может постичь также те вещи, которые пророку не были открыты.