6 «еврейских» цитат про мудрость

1. Упорядоченное знание

«ПРЕИМУЩЕСТВО ЗНАНИЯ ЯВЛЕНИЙ В СОВОКУПНОСТИ ИХ ЧАСТЕЙ, СОГЛАСНО ИХ РАЗДЕЛЕНИЮ И ПОРЯДКУ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ, НАД ЗНАНИЕМ О НИХ БЕЗ РАЗЛИЧЕНИЯ, ПОДОБНО ПРЕИМУЩЕСТВУ СОЗЕРЦАНИЯ САДА, ВЕЛИКОЛЕПНОГО СВОИМИ КЛУМБАМИ И УКРАШЕННОГО ДОРОЖКАМИ И РЯДАМИ НАСАЖДЕНИЙ, НАД СОЗЕРЦАНИЕМ ЗАРОСЛЕЙ КУСТОВ И ДИКОРАСТУЩЕЙ ЛЕСНОЙ ЧАЩИ».

 «Путь Творца» Раби Моше Хаима Луцатто (РАМХАЛЬ)

Объяснение:

Тот, кто владеет общими знаниями, но не разбирается в деталях, а также не осознает, что в них главное, а что второстепенное, где причина, а где следствие, даже если знания его вроде бы обширны, не может считаться мудрым. Истинно мудрый человек знает не только целое, но и то, из чего оно состоит, какая между частями связь и как протекает взаимодействие, а также где пролегают границы; и он умеет, сопоставив все свои знания, понять, какие из них важней и почему.

2. Кто мудр?

«КТО МУДР? ТОТ, КТО ВИДИТ ЗАРОЖДАЮЩЕЕСЯ».

Трактат Тамид (32а)

Объяснение:

Мудрец умеет распознать причины всевозможных явлений, даже если они глубоко скрыты, и понять, к каким последствиям могут привести те или иные вещи и поступки. И об этом сказал царь Соломон, мудрейший из людей (Коэлет 2:14): «Глаза мудреца — в его голове, а глупый ходит во тьме».

3. Семь различий между умным и «болваном»

«СЕМЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИСУЩИ БОЛВАНУ И СЕМЬ — УМНОМУ. УМНЫЙ НЕ ГОВОРИТ В ПРИСУТСТВИИ ТОГО, КТО МУДРЕЕ И ПРЕВОСХОДИТ ЕГО ЧИСЛОМ [СВОИХ УЧЕНИКОВ И ПРОЖИТЫХ ЛЕТ]; НЕ ПЕРЕБИВАЕТ СОБЕСЕДНИКА; НЕ ТОРОПИТСЯ С ОТВЕТОМ; ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ ПО СУЩЕСТВУ И НЕ ДАЕТ УКЛОНЧИВЫХ ОТВЕТОВ; ОТВЕЧАЕТ НА ПЕРВЫЙ [ВОПРОС] СНАЧАЛА, А НА ПОСЛЕДНИЙ — В КОНЦЕ; О ТОМ, ЧЕГО НЕ СЛЫШАЛ, ГОВОРИТ: «Я НЕ СЛЫШАЛ»; ПРИЗНАЕТ ИСТИНУ. ГЛУПЕЦ ЖЕ [ОТЛИЧАЕТСЯ] ПРОТИВОПОЛОЖНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ».

«Пиркей авот» («Наставления отцов»; гл. 5, мишна 7)

Объяснение:

Семь особенностей присущи болвану. Под «болваном» здесь подразумевается вполне способный ученик мудрецов, однако не воспитавший в себе сдержанность и вежливость, мыслящий поверхностно и потому не способный к глубокому анализу изучаемого. (Тиферет Исраэль)

4. Учиться у каждого

 «КТО МУДР? ТОТ, КТО УЧИТСЯ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА».

Пиркей авот (гл. 4, мишна 1)

Объяснение:

Тот, кто учится у любого, даже у знающего меньше него, обнаруживает истинную потребность в знаниях и стремление к мудрости, а потому его связь с ней неразрывна.

5. Цель мудрости

«Цель мудрости – привести человека к тшуве и добрым поступкам»

Талмуд (Брахот)

6. Кто больше: мудрый или пророк?

«МУДРЫЙ ЛУЧШЕ ПРОРОКА»

Талмуд (Бава Батра, 12а)

Объяснение:

Пророк в своих видениях воспринимает только то, что ему открывают Небеса, в то время как мудрый — благодаря своей проницательности — может постичь также те вещи, которые пророку не были открыты.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

6 «еврейских» цитат про мудрость
x