5 культовых израильских фильмов

Салах Шабати. 1964 год.

Режиссер: Эфраим Кишон

Жанр: комедия

Сюжет: Салах Шабат – восточный еврей, сделавший “алию» в начале 50-х со всей своей многочисленной семьей. Приехав в страну, текущую молоком и медом, главный герой оказывается во временном поселении, и непонятно, когда из него дадут направление в новый строящийся район. Салах Шабати не проработал в своей жизни ни дня, и поэтому ему сложно вписаться в израильскую реальность того времени, главное требование которой – это трудится на благо общества и страны за копейки и надежду на светлое будущее. Фильм, в первую очередь, сатира на столкновение восточного еврея-репатрианта и бюрократической обезличивающей политикой страны начала 50-х годов. 

Почему стоит смотреть: Как и в СССР, в “свежевылупившейся стране”, основанной социалистами на сионисткой идеологии, не могли пройти мимо такого сильного пропагандистского аппарата, как говорящая картинка. Поэтому до 60-х годов кино в Израиле производилось под плотным контролем государства, что обозначало жесткую цензуру и воспевание политических лозунгов тех времен. Салах Шабати – это фильм, в котором ценности сионизма противопоставляются ценностям старого мира, традиций восточного еврейства, критика на одну из базовых идей сионизма того времени, которая гласит, что, приехав в Израиль, ты должен отказаться от своих корней и стать «новым евреем». А комизм ситуации добавляет то, что, несмотря на кажущуюся бесполезность и откровенное тунеядство главного героя, он все равно смотрится гораздо симпатичнее, чем кибуцники (работники “кибуца” – сельскохозяйственного поселения), которые проживают по соседству, а, главное, он и его несовременные ценности в итоге побеждают. 

Чарли с половиной. 1974 год.

Режиссер: Боаз Давидсон

Жанр: комедия

Сюжет: Главный герой Чарли, бездельник и неудачник, который слоняется по району в сопровождении своего друга Мики, лет на 10 его младше. Вдвоем они попадают в разные переделки. Каждый их день похож на другой, пока Чарли не влюбляется в красивую девушку из очень богатой семьи.

Почему стоит смотреть: Фильм относится к жанру «фильм-бурекас», который возник в Израиле в 70-е годы. К нему относятся малобюджетные фильмы, с одной стороны спекулирующие на стереотипном противопоставлении восточных евреев и европейских, а, с другой, использующие наработанные сценарии романтических комедий (этот фильм, например, является ремейком персидского фильма). В своем роде семейное кино, на котором выросло уже несколько поколений израильтян. Почему этот жанр стал настолько популярным? Потому что к этому времени в Израиле подросло первое поколение «сабр» (коренных израильтян), детей, родившихся и выкормленных в сионисткой колыбели, да вот только выросших в совершенно другой мир, не похожий на тот, о котором им рассказывали в детстве. А главные герои этих фильмов отражали желание общества сосредоточится на простых и меркантильных мечтах, вместо того, чтобы идти на войну и строить еврейское государство, кататься на крутых тачках или вообще уехать в Америку, за другой мечтой.

Подглядывающие (Metzizim). 1972 год.

Режиссер: Ури Зоар

Жанр: трагикомедия

Сюжет: Один день из жизни молодого музыканта Эли и смотрителя известного Тель-Авивского пляжа, Гута. 

Почему стоит смотреть: В продолжение главного лейтмотива общественного настроения 70-х, разочарования в реальности, пришедшей на смену розовым миражам, которые рисовало поколение сионистов. К этому моменту совершенно понятно, что война в этой стране никогда не закончится, что на одних идеях семью не прокормишь, что будущее Израиля туманно и непонятно. На этом фоне два главных героя, как олицетворение вечных подростков, которые не хотят расти, потому что расти – это значит тоже принимать участие в такой реальности. Противопоставление старого смотрителя пляжа, представителя предыдущего поколения, и Гута, молодого смотрителя, мало чем отличающегося от мальчишек, которых он гоняет, а, главное, никак не похожего на того самого идеального израильтянина, «сабра», который должен был вырасти. Ну а, в качестве бонуса, в главных ролях сами Ури Зоар и Арик Айнштейн, которые сделали огромный вклад в израильское искусство, как режиссер и музыкант.

Дизенгоф 99. 1979 год.

Режиссер: Ави Нешер

Жанр: мелодрама

Сюжет: Трое ребят работают в офисе и снимают квартиру в центре Тель Авива. Вас ждут любовный треугольник,тель-авивская ночная жизнь 70-х и одна из лучших сцен интима за всю историю израильского кинематографа.

Почему стоит смотреть: Во-первых, для того, чтобы понять, что за последние почти 40 лет ночная жизнь в Тель Авиве не сильно изменилась. Во-вторых, в этом фильме, помимо общей темы о потерянности поколения 70-х, тенденции сбегать в Америку за лучшей жизнью и разочарования во всех старых идеологиях, поднимается тема противопоставления Тель Авива – большого города – и периферии. Фильм во многом опередил свое время, и был снят явно на 10 лет раньше, так как подобная разобщенность и дробление нашей и так, в общем-то, маленькой страны на города, районы и улицы, свойственна фильмам 90-х годов, герои которых бесконечно стремятся куда-то в идеальное «туда», в большой город, в большую страну.

В конце мира налево. 2004 год.

Режисер: Ави Нешер

Жанр: комедия

Сюжет: Израиль 60-х годов. В поселение с новыми “олимами”, выходцами из Марокко, приезжает семья евреев из Индии. Столкновение французского менталитета и английского, а на фоне этого конфликта дружба двух девочек, француженки Николь, которая уже 10 лет в стране, и только сделавшей “алию», Сары.

Почему стоит смотреть: Потому что это фильм-переосмысление, с позиции общества, которое уже не только отказалось от идеологий сионизма и колониализма, но и успело это пережить. В этой легкой комедии показано то, что не было никакого «единого израильского общества», что не было никаких условий, что люди притирались как умели и строили настоящее из того, что было под рукой, по необходимости, а не опираясь на лозунги и идеи.  

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

5 культовых израильских фильмов
x