Высказывания и цитаты известных людей о еврейском народе, его религии и истории

 

Иммануил Кант (1724-1804). Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии:
«Вы сумели доказать, что ваша нация достигла таких степеней свободы, сознания и совести, которые просто невозможно представить, и ни один другой народ не может похвалиться тем, что достиг того же».

Жак Маритен. Французский философ, теолог:
«Христиане приняли сверхъестественную истину христианства, истину о небе, но очень мало делали для осуществления правды в социальной жизни людей, не применяли своей истины к обществу. Евреи же не приняли сверхъестественной истины христианства, но были носителями истины о земле, правды в социальной жизни людей. И действительно, идея социальной справедливости была внесена в человеческое сознание главным образом еврейством, «арийцы» легко примирялись с социальной несправедливостью. В Индии был создан режим каст, санкционированный религиозным сознанием».

Джон Адамс. Второй президент США:
«Евреи сделали для цивилизации человеческого общества больше, чем любая другая нация. Они являются наиболее славной нацией из всех когда-либо населявших землю. Римляне и их империя были всего лишь мыльным пузырем в сравнении с евреями. Евреи дали религию трем четвертям земного шара и оказали на дела человеческого сообщества большее и более благотворное влияние, чем любая другая нация, древняя или современная».

Томас Микулн. Историк, гос. деятель Великобритании:
«В период младенчества цивилизации, когда наш остров был дик, как Новая Гвинея, когда буквы и искусства были еще неведомы Афинам, когда редкие лачуги стояли на месте, впоследствии ставшем Римом, этот проклинаемый народ уже имел свои огражденные города и кедровые дворцы, свой великолепный храм, свои школы священного знания, своих великих государственных деятелей и воинов, своих естественных философов, своих историков и поэтов».

Томас Микулн. Историк, гос. деятель Великобритании:
«Мы обращаемся с ними, как с рабами и удивляемся тому, что они не считают нас братьями. Мы заставляем их заниматься презренными профессиями и при этом, упрекаем их в том, что они не выбирают профессии более благородные. Мы давно запрещаем им владеть землей и жалуемся, что они занимаются преимущественно торговлей. На протяжении веков общения с ними мы всегда злоупотребляли своим колоссальным преимуществом в силе: и после этого в нас вызывает омерзение использование ими хитрости, которая на самом деле является естественным и универсальным средством защиты слабого против насилия со стороны сильного».

Дмитрий Шостакович — русский композитор:

Я никогда не потакал антисемитскому тону, даже тогда, не пересказывал антисемитских анекдотов, которые были в ходу в то те годы. Но все же я был гораздо снисходительней к этому гадкому явлению, чем теперь. Позже я порывал отношения даже с близкими друзьями, если замечал у них проявление каких-то антисемитских взглядов.
Уже перед войной отношение к евреям решительно изменилось. Оказалось, что нам до братства еще очень далеко. Евреи оказались самым преследуемым и беззащитным народом Европы. Это был возврат к Средневековью. Евреи стали для меня своего рода символом. В них сосредоточилась вся беззащитность человечества. После войны я пытался передать это чувство музыкой. Для евреев это было тяжкое время. Хотя, по правде сказать, для них любое время – тяжкое.
Несмотря на то, что множество евреев погибли в лагерях, все, что я слышал, было: “Жиды воевали в Ташкенте”. И если видели еврея с военными наградами, то ему вслед кричали: “Жид, где купил медали?” В тот момент я и написал Концерт для скрипки, “Еврейский цикл” и Четвертый квартет.
Ни одна из этих вещей в то время не была исполнена. Их услышали только после смерти Сталина. Я все еще не могу привыкнуть к этому. Четвертую симфонию исполнили спустя двадцать пять лет после того, как я ее написал! Есть вещи, которые до сих пор так и не исполнены, и никто не знает, когда их можно будет услышать.

Максим Горький. «Несвоевременные мысли», СП, 1991: 
«Главная, а может быть, единственная: причина вражды к евреям: они нарушают покой сытых и самодовольных и бросают луч света на темные стороны жизни. Своей энергией и воодушевлением они внесли в жизнь огонь и неутомимое искание правды. Они будили народы, не давая им покоя и, наконец, — и это главное! — этот идеализм породил страшилище для властей – социализм».

Максим Горький. Из предисловия к «Агасферу»:
«Народ поголовно грамотный в эпоху безграмотности, народ предприимчивый, энергичный и рассеянный по всему свету — евреи направили массу свободных сил своих на развитие ремесел, торговли и промышленности».

Максим Горький. «О евреях»:
«Сейчас снова в душе русского человека назревает гнойный нарыв зависти и ненависти бездельников и лентяев к евреям — народу живому, деятельному, который потому и обгоняет тяжелого русского человека на всех путях жизни, что умеет и любит работать…» «В продолжение всего тяжелого пути человечества к прогрессу, к свету… еврей стоял живым протестом… против всего грязного, всего низкого в человеческой жизни, против грубых актов насилия человека над человеком, против отвратительной пошлости и духовного невежества».

Максим Горький. «О евреях»:
«Уже с детских лет моих меня подкупил маленький древний народ еврейский, подкупил своей стойкостью в борьбе за жизнь, своей неугасимой верой в торжество правды, верой, без которой нет человека, а только двуногое животное».
В 1915г. М. Горький собрал высказывания по еврейскому вопросу видных русских политиков: П. Милюкова, А. Карташова, Е. Кусковой, писателей А. Андреева, К. Бальмонта, В. Брюсова, И. Бунина, Д. Мережковского, Ф. Сологуба и др., мыслителей Вл. Соловьева, С. Булгакова и ученых В. Бехтерева, М. Ковалевского в сборнике «Щит», изданном в целях защиты евреев.

Максим Горький. «О евреях»:
«На долгом и трудном пути прогресса человечества, еврей всегда оказывался мятежником. В его руках, высоко поднятых над Вселенной, всегда сверкал неугасимый факел страстного протеста против подлости и низости, против грубого насилия над личностью».

Максим Горький. «О евреях»:
«Не больше ли «человека» в семите, чем в антисемите? Разумеется, я не забыл, что люди делают множество разнообразных гадостей друг другу, но антисемитизм я считаю гнуснейшей из них».

Максим Горький. 
«Меня изумляет духовная стойкость еврейского народа, его мужественный идеализм, необоримая вера в победу добра над злом, в возможность счастья на земле. Старые крепкие дрожжи человечества, евреи всегда возвышали дух его, внося в мир беспокойные благородные мысли, возбуждая в людях стремление к лучшему».

Максим Горький. «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре». Петроград 1918г:
«Я уже несколько раз указывал антисемитам, что, если некоторые евреи умеют занять в жизни наиболее выгодные и сытые позиции, это объясняется их умением работать, экстазом, который они вносят в процесс труда, любовью делать и способностью любоваться своим делом. Еврей почти всегда лучший работник, чем русский, на это глупо злиться, этому надо учиться. И в деле личной наживы, и на арене общественного служения еврей вносит больше страсти, чем многоглаголевый россиянин, и, в конце концов, какую бы чепуху ни пороли антисемиты, они не любят еврея только за то, что он явно лучше, ловчее, трудоспособнее их».

Куприн А. И. Из рассказа «Жидовка»:
«Удивительный, непостижимый еврейский народ! Что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделались достоянием музейных коллекций, стала историческим бредом, далекой сказкой. А этот таинственный народ, не только существует, но сохранил повсюду крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных божественных книг, сохранил свою мистическую азбуку, от самого начертания которой веет тысячелетней древностью»!

Куприн А. И. Из рассказа «Жидовка»:
«С кем торговал и заключал союзы, с кем воевал? Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, а он гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье–то сверхъестественное предопределение. Его история вся проникнута трагическим ужасом и вся залита собственной кровью: столетние пленения, насилие, ненависть, рабство, пытки, костры из человеческого мяса, изгнание, бесправие. Как мог он остаться в живых? Почем знать: может быть, какой-нибудь высшей силе было угодно, чтобы евреи, потеряв свою родину, играли роль вечной закваски в огромном мировом брожении»?

Куприн А. И. Из рассказа «Жидовка»:
«Вот стоит эта женщина, на лице которой отражается божественная красота, внушающая священный восторг. Сколько тысячелетий ее народ должен был ни с кем не смешиваться, чтобы сохранить эти изумительные библейские черты. С тем же гладким платком на голове, с теми же глубокими глазами и скорбной складкой около губ рисуют матерь Иисуса Христа. Той же самой безукоризненной чистой прелестью сияли и мрачная Юдифь, и кроткая Руфь, и нежная Лия, и прекрасная Рахиль, и Агарь, и Сарра. Глядя на нее, веришь, чувствуешь и точно видишь, как этот народ идет в своей умопомрачительной генеалогии к Моисею, подымается к Аврааму и выше, еще выше — прямо до великого, грозного, мстительного библейского Бога!»
С кем я спорил недавно? Вдруг вспомнилось Кашинцеву. Спорил о евреях. Кажется, с полковником генерального штаба в вагоне? Или, впрочем, нет: это было с городским врачом из Степани. Он говорил: евреи одряхлели, евреи потеряли национальность и родину, еврейский народ должен выродиться, так как в него не проникает ни одна капля свежей крови. Ему остается одно из двух: или слиться с другими народами, рассосаться в них, или погибнуть.
Да, тогда я не находил возражений, но теперь я подвел бы его к этой женщине за прилавком и сказал бы: вот он, поглядите, вот залог бессмертия еврейского народа! Пусть Хацкель хил, жалок и болезнен, пусть вечная борьба с жизнью положила на его лицо жестокие следы плутовства, робости и недоверия: ведь он тысячи лет «крутился как-нибудь», задыхался в разных гетто.
Но еврейская женщина стережет дух и тип расы, бережно несет сквозь ручьи крови, под гнетом насилия, священный огонь народного гения и никогда не даст потушить его. Вот я гляжу на нее и чувствую, как за ней раскрывается черная бездна веков. Здесь чудо, здесь какая-то божественная тайна. О, что же я, вчерашний дикарь, а сегодняшний интеллигент, что я значу в ее глазах, что я значу в сравнении с этой живой загадкой, может быть, самой необъяснимой и самой великой в истории человечества»?

Лука (Библия)
«Кому много дано, с того много и спросится».

Дмитрий Хворостовский. Российский оперный певец:
«По роду своей профессии и деятельности я практически всё время встречаюсь и работаю с людьми еврейского происхождения. Так уж получилось, что именно они наиболее тесно связаны с музыкой, литературой, искусством да и с коммерцией, а мне часто приходится встречаться с бизнесменами и политиками, где тоже достаточно высокий процент евреев. Думаю, что в силу естественного и неестественного отбора да и других обстоятельств, люди еврейского происхождения обладают обширным интеллектуальным потенциалом, который позволяет иметь наибольший успех в области культуры. У этих людей есть чему поучиться».

Питер Устинов. Британский кинорежиссёр, драматург.
«Многие считают меня евреем. Иногда я жалею, что это не так. Я считаю, что евреи внесли вклад в развитие человечества, который непропорционально велик по сравнению с их численностью. Они не только дали миру двух вождей такого масштаба, как Иисус Христос и Карл Маркс, но и позволили себе роскошь не последовать ни за тем, ни за другим. Если бы я был евреем, то очень гордился своим происхождением».

Роман Трахтенберг.Российский шоумен:
«Веками еврейский народ был беззащитен. Он жил надеждой: «На будущий год в Иерусалиме». Теперь у нас есть своё государство, мы с оружием и в Иерусалиме. Хотя вокруг остаётся менее или более антисемитский мир, но больше этот народ не пойдёт в газовые камеры и не уйдёт со своей родины. Теперь моя душа расправилась и наполнилась ясностью принадлежности к этому вечному, гонимому и несгибаемому народу, вобравшему всё горе и жизнелюбие мира».

Владимир Васильевич Стасов. Русский историк искусств, архивист, общественный деятель:
«Еврейское племя так талантливо, так многоспособно, что только вы снимаете с этих людей путы, и они тотчас же несутся с неудержимой, порывистой силой и вносят свежие, горячие элементы в массу европейского гения, знания и творчества… Не будь евреев на свете, будь они вычеркнуты из всемирной истории, не только древней, но и новейшей – всеобщий уровень понизился бы Бог знает на сколько процентов, и весь мир носил бы совершенно другую физиономию».

Вениамин Смехов. Российский актёр:
«Комплекс аллергии к начальству, боюсь, никогда не пройдет. Жизни не хватит. А вот «еврейский вопрос», кажется, получил в моей душе окончательный ответ. Признаюсь, я изжил мою болезнь – в Израиле. Я был там дважды, и этим все сказано. Пелена страха и вранья спадает сразу, как только ты восходишь к Иерусалиму. Если Бог внушил тебе разум – ничего другого не требуется. Это такой город, это такая земля. Кстати, я вот что слышал в Израиле о евреях. Эта тема никого здесь не трогает. Израильтяне говорят: это ваши проблемы – тех, кто в диаспоре. Израильских зрителей нельзя привлечь в театре ни анекдотами, ни новеллами на “проклятую” тему. Нет такого вопроса – есть прекрасная страна с тысячей собственных проблем».

Никас Сафронов. Российский художник:
«…Отсюда их сплоченность, привитое с детства трудолюбие, стремление быть в числе лучших вопреки гонениям. Плюс способности, которых никому не отнять. Поэтому евреи так много дали культуре, науке, экономике, бизнесу народов, среди которых они жили и живут. Образно говоря, евреи — это дрожжи нации, двигатель прогресса. Насколько беднее была бы Россия без Левитана и Рубинштейна, Менделеева и Ландау, Бабеля и Пастернака, Утесова и Быстрицкой, без многих других славных имен, простое перечисление которых заняло бы весь объем вашего журнала. Добавьте к ним евреев, прославивших другие государства, — Колумба, Эйнштейна, Модильяни».

Андрей Сахаров. Советский физик, академик, общественный деятель:
«Безотказный способ определить, является ли человек русским интеллигентом, — истинный русский интеллигент никогда не антисемит; если же есть налёт этой болезни, то это уже не интеллигент, а что-то другое, страшное и опасное».

Михаил Веллер из «Заговора сионских мудрецов»:
«Почему за две тысячи лет евреи не растворились в многочисленных и сильных народах, среди которых жили? Потому что народы эти исповедовали веру, исторгнутую евреями из своего лона для внешнего применения. И рассчитано, вызванная ненависть скрепляла еврейский народ в нерасторжимое и крепкое целое — так давление в сотни атмосфер превращает мягкий графит в искусственный алмаз.
Обостренный инстинкт самосохранения научил евреев, как сохранить свой народ. Говорят, что они интеллектуальны и изобретательны. И плоды их изобретений сделали сегодня христиан болезненными и слабыми, естественный отбор прекратился, все снижается рождаемость, все реже встречаются сильные и красивые люди. А естественный отбор среди евреев не прекращался никогда — ибо неприязнь и гонения со стороны окружающих народов заставляли евреев изворачиваться, напрягать все жизненные и умственные силы для выживания, и выживали только самые стойкие, гибкие и умные.
И когда ты обрушиваешь гонения на евреев — ты уподобляешься стае волков, которые уничтожают больных и слабых, а ускользнувшие от клыков вскоре размножаются и делаются только здоровее».

Михаил Веллер из «Критических заметок по национальному вопросу»:
«Я вижу этих жирных брюнетов с глазами. Косыми и масляными от пьянства. Ревнители интересов и чистоты русского народа, знающие свою историю, как бушмен знает тонкости чайной церемонии в Киото. Они похожи на славян из учебника, как я на вождя апачей. Непохожесть на идеал подстегивает их комплекс неполноценности. При слове «жид» ноздри их трепещут, как крылья бабочки над кокаиновой дорожкой. Я долго думал — но я понял, понял, понял! БИТЬ ЖИДОВ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ СПАСАТЬ РОССИЮ.
Враг — единственное оправдание их несостоятельности. Оцените степень шизофрении: ничего, что исламские террористы убивают русских — зато евреев они тоже убивают, а вот это хорошо! Уже дома в Москве взорваны, уже арабские добровольцы среди трупов чеченских боевиков идентифицированы — а наши патриоты все шлют приветы и поддержки арабским террористам, которые любезны нам, раз жидов мочат».

Валерия Новодворская:
«Не каждому же так везет, что он может сказать: я еврей, я гражданин Израиля. Древняя цивилизация, народ, создавший Тору и Евангелие. Даже в анекдоте сказано, что два еврея — шахматный турнир, а трое — симфонический оркестр. Евреи никогда никому не причиняли зла: врачи, ученые, аналитики-раввины, они были белыми воронами, «выродками» средневековья, жертвами Холокоста, ибо «нация господ» не выдерживала с ними конкуренции и избрала самый простой способ выиграть состязание: газовую камеру и крематорий».

Барак Обама 06.05.10:
«История американских евреев – важнейшая глава американской истории. Это история поиска убежища от преследования, история обязательств по служению вере, демократии и миру, история неустанной работы для достижения успеха.
Будучи лидерами в каждом аспекте американской жизни — от легкой атлетики, сферы развлечений и искусства до академии, бизнеса, правительственных кругов и вооруженных сил – американские евреи сформировали нашу нацию и способствовали урегулированию нашего исторического пути. Мы — более сильная и более надежная страна, потому что здесь живет множество евреев со всего мира, для которых Америка стала родным домом».

Раввин Адин Штейнзальц. «Что такое еврей»?:
«С исконно еврейской точки зрения, еврейский народ является не народом в точном смысле этого слова, а семьёй. Слова «дом Яакова», «дом Израиля» дают исчерпывающее обозначение еврейского народа и выражают сущность искомой связи как связи между членами одной семьи. Еврей связан со своим народом не только культурными и эмоциональными связями, объединяющими между собой представителей одной нации. Это связующее звено не зависит даже от наличия общей географической родины. Принадлежность к семье, в отличие от любых других отношений, не является произвольной: человек не выбирает себе семью, и не в его воле освободиться от родственных уз. Человек может не любить своих сородичей, даже сознательно вредить им, и тем не менее он не в силах разорвать узы, которые связывают его с ними».

Йегуда Бауэр. Израильский профессор:
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

Марголин Ю.Б. Русско-еврейский писатель, публицист, историк и философ. Из книги «Путешествие в страну ЗЭ-КА»:
«По сути дела, различаются: еврейское вероисповедание (которое может принять и японец), израильское гражданство (которое имеют все национальные меньшинства) и нечто третье — еврейская национальность или народность, понятие, не совпадающее ни с религиозными убеждениями, ни с государственной принадлежностью. Это последнее понятие исторически-духовного порядка: еврей, будь он неверующий или житель Патагонии, принадлежит к еврейскому народу в силу своего соучастия в его жизни и живой связи с его прошлым, настоящим и будущим. В этом смысле нельзя «записаться в евреи», как нельзя «записаться» в грузины или французы. Это процесс самой жизни, а не отметки в паспорте».

Вольтер Франсуа-Мари-Аруэ (1694—1778). Французский писатель и юдофоб:
«Не обвиняйте меня в том, что я не люблю евреев: я люблю вас настолько, что хочу, чтобы вы были в Иерусалиме вместо турок, которые окончательно разорили вашу страну».

Василий Шульгин. До революции — главный редактор антисемитского журнала «Киевлянин». «К евреям и о них»:
«Вы сильнее нас, вы нас забьете, поэтому нельзя допустить уравнения в правах…»
«…народ этот обладает огромной волей и удивительной выносливостью; его природе свойственна великая трудоспособность, ненасытная любовь к деятельности; нервная система его необычайна, и в этом отношении он превосходит, кажется, все другие народы».
Вот, своеобразное признание антисемита!

Василий Шульгин. (До революции — главный редактор антисемитского журнала «Киевлянин»). «К евреям и о них»:
«Если быть к евреям справедливым, но при этом настолько сильным, чтобы в них не нуждаться и от них не зависеть, то они будут друзьями и полезными согражданами».

Мартин Лютер. Основатель протестантизма и один из жесточайших ненавистников евреев:
«Хоть и бахвалимся, но мы должны помнить, что в нас течет языческая кровь, тогда как в евреях — кровь Христа. Слава — от них, не от нас».

Генри Форд. Американский промышленник, ярый антисемит, издававший на свои деньги миллионные тиражи «Протоколов сионских мудрецов»:
«Еврей обладает рассудком, работоспособностью, инстинктивной остротой ума, — качествами, которые почти автоматически возносят его на верхи».

Тацит Гай Корнелий. Древнеримский историк (56-117):
«Евреи верят в единое божественное начало, постигаемое только разумом, высшее, вечное, непреходящее, не поддающееся изображению, и считают безумцами всех, кто делает себе богов из тлена, по человеческому образу и подобию».

Страбон Римский философ:
«Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее».

Эндрю Клейвен. Американский писатель, протестант: 
«Антисемитизм — такой хороший показатель наличия зла в человеке, что я склонен верить в то, что, когда Бог сделал евреев избранным народом, он выбрал их для того, чтобы они служили своего рода „системой раннего обнаружения“ безнравственности для всех остальных».

Эндрю Клейвен. Американский писатель, протестант:
«В антисемитизме есть одна хорошая вещь: он позволяет выявить плохих людей. Правый или левый, черный или белый, чудаковатый или простой — в тот момент, когда человек начинает вещать о плохих евреях, понимаешь, что твой поезд только что врезался в мешок с дерьмом».

Сальвадор Дали:
«Вы, еврейский народ, избранные сыны Авраама, Ицхака и Яакова. Для вашей решимости поддерживать традиции, для радости освящения ваших празднеств я создал эту Менору и «Стену Плача». Пока вы с непоколебимой верой молитесь вашим предкам, я хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу».

Василий Гроссман из книги «Жизнь и судьба»:
«Антисемитизм есть зеркало собственных недостатков отдельных людей, общественных устройств и государственных систем – «Скажи мне, в чем ты обвиняешь евреев, и я скажу, в чем ты сам виноват».
.
«Антисемитизм – мера человеческой бездарности. Государства ищут объяснения своей неудачливости в происках мирового еврейства».

Черчилль выступая в 1921 году в Иерусалиме заявил:
«Мы обязаны евреям системой этики, на которой выстроена вся наша христианская цивилизация».
Уинстон Черчилль: 
«В Англии антисемитизма быть не может, поскольку англичане не считают себя глупее».

Неизвестный: 
«Но на вечный философский вопрос «Кто виноват?», мучающий и интеллигенцию, и политиков и обывателя «во дни страданий, дни тягостных раздумий», ответ у всех один: «Не мы, а они! Ежели б не они – какая жизнь была бы!».
Роль этих таинственных «они» исполняли и исполняют в разных страх и регионах и в разное время многие народы, нации и конфессии: гугенноты – во Франции 16-18 в.в., еретики – в Испании 16-17 в.в., армяне – в Турции 19 в., китайцы – в Индонезии 20 в., русские — в Прибалтике после распада СССР 20-21 в.в., лица «кавказской национальности» в России 21в.
Этот печальный список можно продолжать довольно долго, но он будет далеко не полон, если не назвать народ, который исполняет эту роль ответственного за все несчастья чужака, на протяжении уже 3000 лет на всех континентах. В библейские времена – в Египте, в средние века – в Испании, Франции, Германии, в 17–19 в.в. в России, Польше, Украине, в 20 веке – в Германии. А сегодня – почти во всём мире, а особенно в исламском».

Эльдар Рязанов:
«Во мне бурлит смешение кровей,
Признаюсь по отцу я чисто русский.
По матери, простите, я — еврей,
А быть жидом в стране родимой грустно.
Разорван в клочья бедный организм,
В какой борьбе живет моя природа?
Во мне слились в обьятьях сионизм
Навек с Союзом русского народа.
То хочется мне что-то разгромить,
То я боюсь, как бы не быть мне битым.
Внутри меня семит с антисемитом,
которых я не в силах помирить».

Эльдар Рязанов:
«Моя мать — еврейка. Мое еврейское происхождение в жизни не стало помехой. Может быть, потому что фамилия отца — Рязанов. А свою национальность воспринимаю как данность… Как в том анекдоте, на вопрос: «Вы еврей?» — человек ответил: «Нет, я просто сегодня хорошо выгляжу».

Леон Нотин. Писатель:
«Антисемит, прежде всего заявляет, что он таковым не является, призывая в свидетели существующих или несуществующих евреев-друзей, родственников, родственников друзей или друзей родственников, в зависимости от воображения. И только после этого антисемит начинает излагать свои антисемитские взгляды. Как правило, они начинаются с того, что антисемит делит евреев на хороших и плохих. Хорошие удостаиваются у него звания «евреи», а плохих он называет «жидами»».

Леон Нотин о Достоевском:
«Достоевский — неординарное явление в русской культуре. Он велик, я бы даже сказал, грандиозен в своей попытке постичь глубины человеческой души. Но чем большее восхищение вызывает у меня Достоевский-писатель и Достоевский-философ, тем в большее недоумение приводит Достоевский-публицист, порой низводящий себя до уровня Достоевского-обывателя или даже Достоевского-мракобеса».

Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя за 1877 год»:
«…приписывать Status in Statu одним лишь гонениям и чувству самосохранения — не достаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чём, может быть, человечество ещё не в силах произнести своего последнего слова».

Н. А. Бердяев. Русский философ (утверждение базирующееся на глубинных свойствах человеческой природы):
«Ненависть к евреям часто бывает исканием козла отпущения. Когда люди чувствуют себя несчастными и связывают свои личные несчастья с несчастьями историческими, то они ищут виновника, на которого можно было бы все несчастья свалить. Это не делает чести человеческой природе, но человек чувствует успокоение и испытывает удовлетворение, когда виновник найден и его можно ненавидеть и ему мстить»

Н. А. Бердяев. Русский философ «Смысл истории»:
«Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указует, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания. Судьба эта не объясняется теми процессами приспособления, которыми пытаются объяснить материалистически судьбы народов. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования, как одного из самых древних народов мира, в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории,— всё это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы!».
«В дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа, что с материалистической точки зрения судьба эта совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать».

Бердяев Н.А. Русский философ:
«…вспоминаю, что в годы моего пребывания в Советской России, в разгар коммунистической революции еврей — хозяин дома, в котором я жил, при встрече со мной часто говорил: «Какая несправедливость, вы не будете отвечать за то, что Ленин русский, я же буду отвечать за то, что Троцкий еврей». Потом ему удалось уехать в Палестину….».

Бердяев Н.А. Русский философ:
«…Никакой трудности не было для языческого сознания принять боговочеловечение, это соответствовало художественной образности языческого созерцания мира. А для евреев это был ужас. Никто не мог увидеть лица Бога и остаться в живых. А тут вдруг говорят, что Бог имеет человеческое лицо, распятый Бог есть величайший соблазн для евреев.
Бог может быть только великим и могущественным. Богоуничтожение представлялось кощунством, изменой древней вере в величие и славе Бога. Такова затверделая почва еврейских религиозных верований, из нее выросло отвержение Христа. И вот на протяжении всей христианской истории раздается обвинение, что евреи распяли Христа. После этого на еврейском народе лежит проклятие…».

Бердяев Н.А. (1874—1948) — русский философ:
«Христиане основали свою религию на том, что в истории явился человек, который назвал себя Богом, сыном Божьим. Для закостенелого юдаистического сознания это было кощунством. Человек не может быть Богом, человек может быть пророком Божьим, Мессией, но не Богом! И тот не настоящий Мессия, кто назвал себя Богом. В этом завязка мировой религиозной трагедии.
Для древнего еврейского сознания Бог все время вмешивается в человеческую жизнь, вплоть до мелочей, никогда не соединяется и не сливается с человеком, не принимает человеческого образа. Тут пропасть между христианским и юдаистическим сознанием».

Бердяев Н.А. (1874—1948) — русский философ:
«Христиане бывали антисемитами главным образом по мотивам религиозным. Евреи признавались расой отверженной и проклятой не потому, что это низшая раса по крови, враждебная всему остальному человечеству, а потому, что они отвергли Христа. Религиозный антисемитизм есть в сущности, антииудаизм и антиталмудизм. Христианская религия действительно враждебна еврейской религии, как она кристаллизовалась после того, как Христос не был признан ожидаемым евреями Мессией».
«… на протяжении всей христианской истории раздаётся обвинение, что евреи распяли Христа. После этого на еврейском народе лежит проклятие. Евреи распяли Христа, сына Божьего, в которого верит весь христианский мир. Таково обвинение».

Бердяев Н.А. (1874—1948) — русский философ:
«…Остановлюсь на создании евреями капитализма и социализма. Прежде всего, если это есть обвинение, то оно не может исходить от одного лица. Для сторонников капитализма создание евреями капитализма есть заслуга евреев, как для сторонников социализма создание евреями социализма есть их заслуга. Нужно выбрать обвинение»!

Бердяев Н.А. (1874—1948) — русский философ:
«Несомненно, существуют мистический страх перед евреями. Этот страх, правда, испытывают обыкновенно люди довольно низкого культурного уровня, которые легко заражаются самыми нелепыми и низкопробными мифами и легендами».

Бердяев Н.А. (1874—1948) — русский философ:
«Настоящая идеология антисемитизма есть идеология антисемитизма расового, и это самая распространенная форма вражды к еврейству. Германия — классическая страна этой идеологии, ее можно найти и у великих немцев, например, у Лютера, у Фихте, у Вагнера. Евреи объявляются расой низшей, отверженной и враждебной всему остальному человечеству. Но при этом эта низшая раса оказывается самой сильной, вечно побеждающей другие расы в свободной конкуренции».

Бердяев Н.А. (1874—1948) — русский философ:
«Нет ничего легче, как убедить людей низкого уровня сознательности, что во всем виноваты евреи. Эмоциональная почва всегда готова для создания мифа о мировом еврейском заговоре, о тайных силах жидомасонства и пр.
Я считаю ниже своего достоинства опровергать «Протоколы сионских мудрецов». Для всякого не потерявшего элементарного психологического чутья ясно при чтении этого низкопробного документа, что он представляет наглую фальсификацию ненавистников еврейства. К тому же можно считать доказанным, что документ этот сфабрикован в департаменте полиции. Он предназначен для уровня чайных «союза русского народа», этих отбросов русского народа».

Бердяев Н.А. (1874—1948) — русский философ:
«Есть что-то унизительное в том, что в страхе и ненависти к евреям их считают очень сильными, себя же очень слабыми, неспособными выдержать свободной конкуренции с евреями. Русские склонны были считать себя очень слабыми и бессильными в борьбе, когда за нами стояло огромное государство с войском, жандармерией и полицией, евреев же считали очень сильными и непобедимыми в борьбе, когда они лишены были элементарных человеческих прав и преследовались».

Н. А. Бердяев (выдающийся религиозный философ, 1874 -1948) («Христианство и антисемитизм, Париж, изд. Религ. -филос. академии, 1938):
«Еврейский вопрос… это ось, вокруг которой вращается религиозная история. Таинственна историческая судьба евреев… Ни один народ в мире не пережил бы столь долгого рассеяния и, наверное, потерял бы свое лицо и растворился бы среди других народов. Но по неисповедимым путям Божьим народ этот должен сохраниться до конца времен».

Н. А. Бердяев (выдающийся религиозный философ, 1874 -1948) («Христианство и антисемитизм, Париж, изд. Религ. -филос. академии, 1938, с. 4-5):
«Еврейский погром не только греховен и бесчеловечен, но он есть показатель страшной слабости и неспособности. В основе антисемитизма лежит бездарность. Когда изъявляют претензию на то, что Эйнштейн, открывший закон относительности, еврей, что еврей Фрейд, еврей Бергсон, то это есть претензия бездарности! В этом есть что-то жалкое. Есть только один способ борьбы против того, что евреи играют большую роль в науке и философии: делайте сами великие открытия, будьте великими учеными и философами. Бороться с преобладанием евреев в культуре можно только собственным творчеством культуры».

Н. А. Бердяев (выдающийся религиозный философ, 1874 -1948) («Христианство и антисемитизм, Париж, изд. Религ. -филос. академии, 1938, с. 4-5):
«Для нас, христиан, еврейский вопрос совсем не есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане».

А. В. Карташов (1875—1960), рус. правосл. историк, богослов и библеист):
«Еврейство есть великая мировая нация. Для этого утверждения богослову и историку достаточно одного факта дарования миру Библии и порождения трех мировых монотеистических религий. Нация, играющая огромную, непропорциональную своему статистическому меньшинству роль в мировом хозяйстве, мировой политике и мировой культуре; нация, превзошедшая всех своим национальны самоутверждением вопреки тысячелетиям рассеяния… Это, хотя и не территориальная, но своего рода великая держава. Не объект филантропического сострадания, а равноправный субъект в мировом состязании великих наций».

Стасов В. В. (1824 -1906) (Российский худож. и муз. критик, историк искусства):
«Еврейское племя так талантливо, так многоспособно, что только вы снимаете с этих людей путы, и они тотчас же несутся с неудержимой порывистой силой, и вносят новые, свежие, горячие элементы в массу европейского гения, знания и творчества. Не подлежит сомнению, что недолго придется Европе ждать, пока в среде ее появятся такие же могучие силачи и запевалы по части архитектуры, живописи и скульптуры, какими были уже раньше Спиноза, Гейне, Берне, Лассаль, Рашель, по философии, поэзии, вопросам социальной жизни, актерскому искусству как Мейербер, Мендельсон и целая громадная толпа других примечательных деятелей по разнообразнейшим отраслям науки и прикладного знания». «Недавно еще возникла новая наука — наука еврейской художественной древности, но она уже дала богатые пледы и музеи Парижа, и Лондона украсились новым, неожиданным отделом — еврейским. Тут собрались и теснятся образцы скульптуры, металлического и эмального искусства, резьбы, монетного дела, стекла, сосудов, драгоценных вещей и украшений. Неужели все это не создания искусства, неужели можно еще отнимать художественный вкус, творческую художественную силу у того народа, который был способен создать все это»?

Лесков Н. С. (русский писатель) (из кн. «Евреи в России», Петрогр., 1919. В связи с высказываниями Державина и Гоголя о спаивании православных евреями, комиссия во главе с Н. С. Лесковым провела расследование.):
«В великорусских губерниях, где евреи не живут, число судимых за пьянство, равно как и число преступлений, совершенных в пьяном виде, постоянно гораздо более, чем число таких же случаев в черте еврейской оседлости. То же самое представляют и цифры смертных случаев от опойства».

Генрих Гейне. Немецкий поэт, публицист, критик (1797-1856):
«Евреи — народ духа, и всякий раз, как они возвращаются к своим началам, они велики и прекрасны, а их неуклюжие противники пристыжены и посрамлены. Глубокомысленный Розенкранц сравнивает их с великим Антеем, и разница лишь в том, что тот становился сильнее всякий раз, как прикасался к земле, евреи же черпают новую силу, как только они снова соприкоснутся с небом».

Генрих Гейне. Немецкий поэт, публицист, критик (1797-1856):
«… евреи боролись и страдали на всех боевых полях человеческой мысли, которые дали миру Бога и мораль»

Жан Поль Сартр. Французский философ:
«Итак, если вы хотите понять, что такое современные евреи, то вопрос надо обращать к христианской совести, — и звучать он будет не «что такое евреи?», а «что вы сделали с евреями?». «Еврей — это тот человек, которого другие люди считают евреем, — вот простая истина, из которой надо исходить. В этом смысле в споре с антисемитом демократ прав: именно антисемит создаёт еврея».

Жан Поль Сартр. Французский философ:
«Антисемит скажет, что ненавидит евреев, потому что еврей-портной обманул его, значит все евреи — обманщики. Почему бы не сделать другой вывод: все портные обманщики? Ответ прост: этот человек чувствовал неприязнь к евреям еще до того, как портной обманул его, поэтому и сделал вывод: все евреи обманщики, а не все портные обманщики».

Жан Поль Сартр. Французский философ: 
«Антисемит боится себя, своей свободы, своей ответственности, одиночества, перемен, общества… — всего, только не евреев… Антисемит боится обнаружить, что мировой порядок плох; тогда пришлось бы придумывать что-то иное, искать, менять… Поэтому антисемит хочет сконцентрировать всё зло мира в евреях».

Оноре де Бальзак:
«Страшную, непримиримую борьбу ведет посредственность со всем, что ее превосходит».
М. Жванецкий:
«Мыслить так трудно, — поэтому большинство людей судит».
«Все люди братья, но не все по разуму».
Неизвестный:
«Ваше право на собственное мнение еще не обязывает меня слушать бред».
Арнольд Форстер:
«Еврей таков же, как и всякий другой человек, только в большей степени».
Робеспьер Максимильен:
«Недостатки евреев коренятся в той степени унижения, которую вы им навязывали.
Евреев».
Томас Макалей:
«Еврей — это то, что мы сделали из него».
Неизвестный:
«О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас, а те кто лучше — им просто не до нас…»
Бердяев Н.А:
«О каждом народе нужно судить по его вершинам, а не по низинам».
Говард Фаст. Американский писатель о расовом учении:
«Нет теории слишком глупой или злобной, чтобы её не проглотило общество».
Эмиль Францос Карл:
«Каждая страна имеет таких евреев, каких заслуживает».
Станислав Ежи Лец:
«Чтобы гарантировать ему мученичество, Бог родил своего сына евреем».
«Я знаю, откуда взялась легенда о еврейском богатстве. Евреи за всё платят».
Валентин Домиль:
«С точки зрения антисемитов, уезжая, евреи злостно обезъевреивают Русь».
Валентин Грудев:
«Антисемитизм экономически наказуем, не говоря уже о моральных и интеллектуальных последствиях».
«Признание в антисемитизме равносильно признанию в собственном слабоумии»
Израэл Зангвилл:
«Евреи — народ пугливый. Девятнадцать веков христианской любви совсем расстроили их нервы».
«Если бы евреев не было, их следовало бы выдумать для удобства политиканов на все времена».
Данте к евреям:
«Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно»!
Анна Ахматова:
«Евреев не любят не за их недостатки, а за их достоинства».
Макс Нордау:
«Евреи добиваются превосходства лишь потому, что им отказано в равенстве».
Томас Манн:
«Антисемитизм – самая глупая позиция, какую может занимать разумный человек. Антисемитизм – это позор для каждого образованного и культурного человека».
М. Уошлинг:
«Те, кто оказались на вершине – не с неба туда упали».
Н.Г.Чернышевский:
«Ваши средства были дурны, но ваша обстановка не давала вам других средств. Ваши средства принадлежат вашей обстановке, а не вашей личности».
Анна Франк:
«За все что делает христианин — в ответе он сам. За все что делает еврей — в ответе все евреи».
Бенджамин Дизраэли бывший премьер-министр Британии:
«Господь относится к народам мира так, как они относятся к евреям».
Леон Харрисон:
«Еврей должен быть золотом, чтобы сойти за серебро».
Вильям Суреньяс:
«Тот, кто хочет быть истинным христианином, должен стать хорошим евреем».
Фридрих Ницше:
«Вне всякого сомнения, евреи – самая сильная, выносливая и чистая раса в Европе».
Фридрих Ницше:
«Антисемит не становится приличнее оттого, что лжет согласно принципу».
Ф. М. Достоевский:
«если нет Бога, то все позволено»
Константин Мелихан:
«Чем отличаются сионисты от антисемитов? Сионисты говорят, что среди евреев много знаменитостей, а антисемиты говорят, что среди знаменитостей много евреев».
Неизвестный:
«Самому ловкому еврею вряд ли удастся наделать вам в штаны. Поэтому, коли воняет, ищите причину в себе».
Булгаков М.А.:
«Антисемитизм есть сознательное или бессознательное соперничество с избранным народом в желании его собою заменить».
Борис Парамонов:
«Раньше было не принято публично демонстрировать антисемитизм. Раньше эту нужду справляли в одиночестве».
Ллойд — Джордж Дэвид:
«Из всех видов мракобесия, которые ожесточают человеческий нрав, нет ничего глупее антисемитизма».
Альберт Эйнштейн:
«По отношению к обществу, где силён антисемитизм, еврей обязан проявлять гордую сдержанность! Антисемитизм — тень еврейского народа».
Альберт Эйнштейн:
«Евреи доказали, что в процессе исторического развития лучшим оружием является интеллект».
Альберт Эйнштейн:
«Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы — что я гражданин мира; но если мою теорию опровергнут, французы объявят меня немцем, а немцы — евреем».
Альберт Эйнштейн:
«Есть две бесконечные вещи — Вселенная и глупость. Хотя на счет Вселенной я не вполне уверен».
Эдвард Теллер:
«Я уверен, что ХХI век будет веком еврейского интеллекта».
Марина Цветаева:
«С последним евреем мы похороним последнего русского интеллигента».

Бертран Рассел. Английский математик, философ и общественный деятель:
«Если в одно прекрасное утро люди проснутся и обнаружат, что все они одной расы, одной религии и говорят на одном языке, то не позже чем к обеду, они уже придумают новые предубеждения».

Лев Аннинский Обозреватель журнала «Родина»:
«Писатель Юрий Нагибин, например, всю жизнь надеялся, что он еврей, а на старости лет выяснил, что он русский, и был разочарован… Троцкому незачем отвечать в качестве еврея за все то, что он натворил в качестве революционера. С чем можно поздравить евреев, русских, а также всех, кто интересуется подробностями отечественной истории».
Троцкий именовал Палестину кровавой западнёй для еврейства

Юрий Финкельштейн. Филолог, писатель, историк. «Загадки Симона Петлюры или парадокс антисемитизма»:
«…Вести о бесчинствах красных казаков донесли до Москвы не только почта и телеграф: с юга потянулись еврейские депутации, с мечтой пробиться к «самому» Троцкому, главе вооруженных сил, второму после Ленина, лицу в государстве, к тому же еврею. История сохранила ответ Троцкого, потрясший членов одной из делегаций: «Возвращайтесь домой к вашим евреям и передайте им, что я не еврей и мне нет дела до евреев и до того, что с ними происходит».
При всей дикости этого заявления в нем есть «рациональное зерно», которое нельзя упускать из виду: большевики, нацеленные на мировую революцию, не только объявляли себя людьми без национальности, но и достаточно успешно вросли в эту роль».

Лев Троцкий
«Я не еврей, я большевик»!

Иосиф Сталин 12 января 1931 г. Впервые опубликовано в газете «Правда» № 329, 30 ноября 1936 г. «Ответ на запрос Еврейского телеграфного агентства из Америки»:
«Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.
Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.
В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью».

В.И. Ленин:
«Не евреи враги трудящихся. Враги рабочих — капиталисты всех стран. Среди евреев есть рабочие, труженики, — их большинство. Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи по борьбе за социализм. Среди евреев есть кулаки, эксплуататоры, капиталисты: как и среди русских, как и среди всех наций. Капиталисты стараются посеять и разжечь вражду между рабочими разной веры, разной нации, разной расы. Hарод нерабочий держится силой и властью капитала. Богатые евреи, как и богачи всех стран, давят, гнетут, разъединяют рабочих».

Пётр Великий: 
«По мне будь крещён или обрезан — едино, лишь будь добр человек и знай дело».
(обер-полицмейстер Петербурга Дивьер, барон Шафиров, аптекарь Абрам Рут, братья Веселовские — евреи на службе у Петра).
Зато дочь его, императрица Елизавета, когда её просили допустить в Ригу евреев ради выгоды городу и казне, ответствовала гордо: «От врагов христовых не желаю интересной прибыли».

Марк Твен «О евреях» Журнал «Harpers magazine», сентябрь 1899:
«Еврей – не бродяга и не бездельник, он не пьяница, не скандалист или бунтарь, он не сварлив. В любой стране в статистике преступлений еврей фигурирует крайне редко. К убийствам и прочим актам насилия он практически не бывает причастным…» «И уж никто не станет оспаривать тот факт, что дом еврея — это дом в истинном смысле слова. Еврейская семья спаяна самыми сильными чувствами, ее члены оказывают друг другу всяческое уважение; почтение к старшим — нерушимый закон в доме»
«Христианская Европа во все века должна была ограничивать деятельность евреев. Если еврей начинал работать в области механики или машиностроения, христианам приходилось бросить это дело. Если еврей становился врачом, он оказывался лучшим и к нему переходила практика. Если он брался за сельское хозяйство, другие фермеры вынуждены были подыскивать себе иное занятие. Поскольку было совершенно невозможно конкурировать с евреем в какой бы то ни было отрасли, приходилось призывать на помощь закон и спасать христианина от работного дома. Одно ремесло за другим отнимал закон у евреев, и, наконец, для него почти ничего не осталось. Еврею запретили заниматься сельским хозяйством и юриспруденцией. В медицине оставили возможность обслуживать только своих собртьев-евреев, не допускали к ремеслам. Пришлось даже закрыть двери учебных и научных учреждений перед этим чудовищным противником. Но, несмотря на это, будучи почти лишенным возможности найти работу, еврей изыскивал пути делать деньги и даже становился богатым.».

Марк Твен «О евреях» Журнал «Harpers magazine», сентябрь 1899:
«Если статистика верна, евреи составляют лишь четверть от одного процента всей человеческой расы. Это всего лишь пылинка по сравнению со сверкающей галактикой Млечного Пути. Было бы естественным, чтобы о евреях никто и никогда не слышал, но евреи всегда и везде у всех на слуху. Евреи выделяются среди всех народов планеты, и их важность экстравагантно значительна вне всякой пропорции от их численности.
Еврейский вклад в мировую цивилизацию – это огромный список великих имен в литературе, науке, углубленных исследованиях, искусстве, музыке, финансах, медицине и многих других отраслях знаний. Вне всякой пропорции от их численности, евреи проявили свой великолепный борческий дух во все прошедшие столетия, причем, образно говоря, всегда со связанными за спиной руками.
Возникла цивилизация Древнего Египта, вышли на арену истории вавилоняне, удивили своими подвигами персы, затем все они вымерли и исчезли с лица земли; греки и римляне последовали за ними, произведя шум и фурор. И где они теперь? Другие народы продолжили эстафету, подхватив факел цивилизации, но он догорел, и народы остались в сумерках или вообще не видны.
Только евреи видели все эти цивилизации и сохранились с тех пор, не придя в упадок, не ослабев от времени, не потеряв своей энергии, не притупив своего быстрого и цепкого ума.
Все народы смертны, за исключением евреев, все появляются и исчезают, за исключением евреев. В чем же секрет их бессмертия»?

Марк Твен писал в «Письмах с земли»:
«Все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев».

Наполеон Бонапарт:
«Обращение с евреями в любой стране — термометр её цивилизованности».

Наполеон Бонапарт. «Законные наследники Палестины!»: 
«Наша великая нация, не торгующая людьми и странами, как те, кто продавал ваших предков в рабство народам, не призывает вас отвоевывать ваше достояние. Нет, мы предлагаем вам просто взять то, что уже отвоевано с нашей помощью, и с нашего разрешения оставаться хозяевами этой земли и хранить ее наперекор всем врагам».

Борис Чичерин (1828-1904). Русский правовед, философ, историк и публицист: 
«Нет народа в мире, которому человечество было бы обязано такою благодарностью, как евреям. Достаточно сказать, что из среды их вышло христианство, которое произвело переворот во всемирной истории».

Иоанн Павел 2-й «За порогом надежды»:
«Нет никаких мотивированных теологических оснований, оправдывающих дискриминацию или преследования евреев. По самой сути своей эти явления должны считаться грехом. Евреи являются уникальным народом…, за что им пришлось дорого заплатить. Антисемитизм является тяжким грехом в глазах Божьих». Папа призывает католиков «смиренно признать свои ошибки,… преклонить колени перед Богом и попросить у него прощения за прошлые и настоящие грехи её сыновей и дочерей».

Газета «Европа-центр», № 26, 2000 год:
«Евреи всего мира услышали голос Иоанна Павла II. Но услышала ли своего понтифика его паства? Судя по предвзятому отношению Европейского союза к событиям на Ближнем Востоке – это был глас вопиющего в пустыне!
Сколько же тысячелетий понадобится, чтобы мировоззрение европейцев очеловечилось? И сколько еще прольется безвинной крови евреев»?

Папская комиссия «Справедливость и мир»:
«Из систематически возникающих проявлений расовых предрассудков здесь следует отметить антисемитизм. Кошмары Холокоста (1939—1945 гг.) высветили его как наиболее трагический образ расистской идеологии XX века, увы, не побеждённой ещё до конца и существующей и в наши дни. Преступления прошлого ничему не научили некоторых людей. По-прежнему существуют организации, которые через свои ответвления в различных странах, пользуясь целой сетью издательств и изданий, распространяют и поддерживают расистский антисемитский миф. Радикализм этих групп выражается во всё множащихся в последнее время актах терроризма, направленных против евреев и символов иудаизма. АнтиСионизм, являющийся феноменом иного рода, имеющий в основе своей протест против государства Израиль и его политики, часто служит ширмой для антисемитизма, питается антисемитскими идеями, множит антисемитизм».

Папа римский Иоанн XXIII перед своей смертью (1963) составил покаянную молитву, которую назвал «Акт раскаяния»:
«Мы сознаём теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нём наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слёзы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили».

Апостол Павел (Новый Завет, Рим. 9:1 – 11:2):
«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти.
Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал».

Леон Блуа. Французский писатель, мыслитель-мистик:
«Предположите, что окружающие Вас люди постоянно говорят с величайшим презрением о Вашем отце и матери и имеют по отношению к ним лишь унижающие ругательства и сарказмы, каковы были бы Ваши чувства? Но это именно происходит с Господом Иисусом Христом. Забывают или не хотят знать, что наш Бог, ставший человеком, еврей, еврей по преимуществу, по природе, что мать его еврейка, цветок еврейской расы, что апостолы были евреи, так же как и все пророки, наконец, что наша священная литургия почерпнута из еврейских книг. Но тогда как выразить чудовищность оскорбления и кощунства, которое представляет собой унижение еврейской расы»?

Михаил Чайковский. Католический польский священник:
«Стоящие на совершенно различных позициях, католический философ Жак Маритен и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд одинаково определяют источник ненависти христиан к евреям.
По их мнению, он коренится в неосознанной ненависти к Христу, в бунте против «христианского ярма». Для этих людей «иго Христа» отнюдь не благо и «бремя его» совсем не легко. Следовательно, христианский антисемитизм не что иное, как христофобия. Не могущий открыто выразить свою ненависть к христианству, христианский антисемит неосознанно для себя переносит её на евреев, родных по крови Основателю христианства. Он обвиняет евреев в том, что они убили Христа. На самом же деле ему хотелось бы осудить их за то, что Он вышел из их среды, что именно они дали Его миру».

Соловьёв (1853 – 1900). Русский философ:
«Если Христос не Бог, то иудеи не более виновны, чем эллины, убившие Сократа. Если же мы признаем Христа Богом, то и в иудеях должно признать народ богорождающий. В смерти Иисуса вместе с иудеями повинны и римляне; но рождество Его принадлежит лишь Богу и Израилю. Евреи, говорят, всегдашние враги христианства; однако во главе антихристианского движения последних веков стоят не евреи, не семиты, а прирождённые христиане арийского племени. Отрицание же христианства и борьба против него со стороны некоторых мыслителей иудейского происхождения имеет и более честный и более религиозный характер, чем со стороны писателей, вышедших из христианской среды. Лучше Спиноза чем Вольтер, лучше Иосиф Сальвадор чем Эрнест Ренан».

Христианское братство Америки:
«Возрождение Израиля поставило многих в тупик. И прежде всего традиционную церковь. Современные христианские конгрегации стоят перед выбором: или признать это событие за исполнение пророчеств, или засунуть голову в песок и сделать вид, что ничего не произошло. Некоторые еще пытаются интерпретировать Израиль как светское государственное образование, не имеющее ничего общего с тем Израилем, о котором говорят Писание и пророчества.
В зависимости от избранной позиции, церковь вырабатывает и свое отношение к Израилю — горячая поддержка, игнорирование или критицизм. Второе и третье, является антисемитизмом, в какой бы форме это не выражалось. Единственной жизнеспособной формой современного христианства должен являться библейский сионизм. Это значит:
— отречение от церковного антииудаизма;
— покаяние перед еврейским народом за грех антисемитизма;
— признание действенными библейские заветы и обетования Израилю;
— защита и поддержка израильского народа на Ближнем Востоке и во всем мире».

Дерек Принс. Доктор, проповедник, признанный учитель Библии и автор более 50-и книг. Дерек Принс продемонстрировал своё личное убеждение в пророческом характере Писаний. Его речи помогли множеству христиан по всему миру осознать свой исторический долг в отношении Израиля и еврейского народа:
«…Мы не можем сидеть на месте царском и говорить, что такое не случится с нами, ибо это может случиться. Те же сатанинские силы, которые хотят уничтожить Израиль, хотят уничтожить и церковь. Мы связаны одной судьбой».
«…Это и есть заступничество в его чистом виде, и нет более высокого проявления христианства, чем это. Я верю, что церковь призвана исполнить роль заступника государства Израиль».
«Мы должны еврейскому народу весьма много. Без евреев церковь не имела бы ни патриархов, ни пророков, ни апостолов, ни Библии, ни даже Спасителя. Моим главным сокровищем в жизни это моя Библия, и ею я должен еврейскому народу».

Речь Алексия II Патриарха Московского и всея Руси, сказанная им 13 ноября 1991 г. В Нью-Йорке на встрече с раввинами:
«Ваши пророки – наши пророки! Дорогие братья, шалом вам, во имя Бога любви и мира!
Богаотцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени тернового куста, и сказал: «Я Бог отцов Твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Он Сущий – Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого Завета его на Синае, который в Новом Завете, как мы христиане, верим, обновлен Христом. Эти два Завета являются двумя ступенями одной и той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса.
В этом процессе становления Завета Бога с человеком, Израиль стал избранным народом Божьим, которому были вверены законы и пророки. И через него воспринял Свое «человечество» от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий.
Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова… И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия».
Очень хорошо это выразил выдающийся иерарх и богослов Русской Православной Церкви Архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесенной в Одессе более чем сто лет назад. Главная мысль этой проповеди – теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религиями:
«Единение Иудейства и Христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от Христианства, не вопреки Христианству, а во имя и в силу Христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства».
Еще в 1861 г. Епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев) призвал Церковь содействовать прекращению враждебности, установить отношения диалога с евреями. В таком же духе обращался к евреям в начале века и Архиепископ Николай (Зиоров): «Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон – это наш закон, ваши пророки – это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают Христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами».
Исходя из таких вероучительных и богословских убеждений, иерархи духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении евреев. Так, осуждая погром 1903 года в Кишиневе, Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) публично заявлял: «Жестокие кишиневские убийцы должны знать, что они стали палачами народа, который возлюблен Богом».
Во время печально знаменитого суда над Бейлисом, эксперты нашей Церкви – профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий – твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Валдковский).

Хуан-Франциско Декоста-Кортес: 
«Древнееврейский язык, язык Библии, прост, но величествен и высок, наивен и лаконичен, но обладает несравненной глубиной. Это самый великолепный, самый богатый из всех языков, не заимствовавший ничего из других языков, и сверкающий своими собственными красками. Даже Новый Завет, написанный на греческом языке, изобилует фрагментами на древнееврейском. Поэтому можно с полным правом сказать, что только евреи испили из источника, а греки — уже из отведенного от него ручья, латиняне же — из болота».

Игорь Губерман
Любая философия согласна,
что в мире от евреев нет спасения,
науке только всё еще не ясно,
как делают они землетрясения.

Игорь Губерман
На кухне или на лесоповале,
куда бы судьбы нас ни заносили,
мы все о том же самом толковали –
о Боге, о евреях, о России.

Игорь Губерман
За всё на евреев найдётся судья
За живость, за ум, за сутулость
За то, что еврейка стреляла в Вождя
За то, что она промахнулась

Игорь Губерман
Всегда еврей легко везде заметен,
Еврея слышно сразу от порога,
Евреев очень мало на планете,
Но каждого еврея — очень много!

Игорь Губерман
Тонко и точно продумана этика
всякого крупного кровопролития:
чистые руки – у теоретика,
чистая совесть – у исполнителя

Игорь Губерман
Не тем еврей стал плох, что ест наш хлеб
А тем, что проживая в нашем доме
Настолько стал бездушен и свиреп
Что стал сопротивляться при погроме!

Игорь Губерман
Везде, где не зная смущенья,
Историю шьют и кроят,
Евреи — козлы отпущения,
Которых к тому ж и доят.

Игорь Губерман
За стойкость в безумной судьбе,
За смех, за азарт, за движенье,
Еврей вызывает к себе
Лютое уважение.

Игорь Губерман
Царь-колокол безгласен, поломатый,
Царь-пушка не стреляет, мать ети;
И ясно, что евреи виноваты,
Осталось только летопись найти.

Игорь Губерман. В прозе о насущьном:
«Постоянно напоминать немцам о чувстве вины – ни к чему хорошему не приведёт! Перегнётся палка — и… Сейчас уже 40-50–летние немцы начинают роптать: «Нам – то за что чувствовать себя виноватыми?» И жуткий абзац наступит, когда заговорят молодые. Только тогда будет поздно».

Лев Толстой. О евреях. (из переписки с Герцем, 1890-94гг.):
«Думаю я об еврейском вопросе то,… что нравственное учение евреев и практика их жизни стоит, без сравнения, выше нравственного учения и практики жизни нашего квази-христианского общества».

Л. Н. Толстой (или, по другой версии, переписывавшийся с Толстым Г. Гутман):
«Еврей – это святое существо, которое добыло с неба вечный огонь и просветило им землю и живущих на ней. Он – родник и источник, из которого все остальные народы почерпнули свои религии и веры.
Еврей – первооткрыватель культуры. Испокон веков невежество было невозможно на святой земле – еще в большей мере, чем нынче даже в цивилизованной Европе. Больше того; в те дикие времена, когда жизнь и смерть человека не ставили ни во что, Рабби Акива высказался против смертной казни, которая считается ныне вполне допустимым наказанием в самых культурных странах.
Еврей – первооткрыватель свободы. Даже в те первобытные времена, когда народ делился на два класса, на господ и рабов, Моисеево ученье запрещало держать человека в рабстве более шести лет.
Еврей – символ гражданской и религиозной терпимости. «Люби пришельца, — предписывал Моисей – ибо сам был пришельцем в стране Египетской». Эти слова были сказаны в те далекие варварские дни, когда среди народов было общепринято порабощать друг друга.
В деле веротерпимости еврейская религия далека не только от того, чтобы вербовать приверженцев, а напротив – Талмуд предписывает, что если нееврей хочет перейти в еврейскую веру, то должно разъяснить ему, как тяжело быть евреем, и что праведники других религий тоже унаследуют царство небесное.
Еврей – символ вечности. Он, которого ни резни, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч цивилизации не смогли стереть с лица земли. Он, который первым возвестил слова Господа, он, который так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству; такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он – олицетворение вечности».

Лев Николаевич Толстой. Эссе «Ковчег Завета»:
«Что такое еврей? Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд. Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и который назло всему этому всё ещё живёт и здравствует. Что такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрёкся от своей религии и отказался от веры отцов»?

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Высказывания и цитаты известных людей о еврейском народе, его религии и истории