Потанцуем? 15 фактов о еврейских танцах

Не то чтобы другие народы не умели двигаться под музыку, но танцы — тема настолько бесконечная, что на этот раз все факты будут связаны исключительно с еврейскими танцами.

1. Первая еврейская массовая пляска произошла у подножья горы Синай вскоре после дарования Торы. Правда, случилось это при не слишком благочестивых обстоятельствах. Устав ждать Моисея, отправившегося на аудиенцию к Всевышнему, евреи сделали идола — золотого тельца: «И встали они назавтра пораньше, и вознесли жертвы всесожжения, и приготовили мирные жертвы; и уселся народ есть и пить, и поднялись забавляться <…> И было: когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски вокруг него, воспылал гнев Моше, и бросил он скрижали, которые нес в руках, и разбил их о подножие горы».

2. Впрочем, в еврейской истории были примеры и вполне богоугодных танцев. Так, во время переноса скинии в Иерусалим Давид, презрев свое царское достоинство, «скакал и плясал пред Господом».

3. Во времена Второго Храма песни и пляски сопровождали праздник возлияния воды на жертвенник — Симхат бейт га-шоэва. По словам Мишны, в этот день «благочестивые и знаменитые люди плясали перед народом с горящими факелами в руках, распевая перед ним песни и ликуя».

4. Танцевальное искусство еврейской царевны Саломеи стоило головы Иоанну Крестителю. Согласно евангельскому рассказу, в день рождения Ирода Антипы его падчерица Саломея «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал выполнить любую ее просьбу, и она, по наущению своей матери, попросила голову Иоанна Крестителя. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей».

Древние источники не сообщают нам, как выглядел танец Саломеи, но благодаря прозрениям Оскара Уайльда и Рихарда Штрауса, мы знаем, что то был Танец семи покрывал.

5. Симхат Тора — праздник, когда стар и млад танцуют со свитками Торы, которые специально для этого извлекли из ковчега. Сейчас в некоторых общинах в этих танцах участвуют не только мужчины, но и женщины, хотя традиционалисты, разумеется, возражают против подобного кощунства.

6. В Речи Посполитой любимое развлечение шляхты состояло в том, чтобы, поймав еврея, заставить его плясать маюфис — танец на мотив известного субботнего гимна. Впоследствии еврейские публицисты (например, Жаботинский) презрительно бросали в лицо оппонентам, что те-де «пляшут маюфис», то есть угодничают и лебезят перед неевреями.

7. Сами же восточноевропейские евреи больше всего любили веселый танец фрейлехс, который неизменно танцевали на свадьбах и бар-мицвах. Этот танец можно увидеть практически во всех довоенных фильмах, посвященных жизни местечковых евреев.

8. Принято считать, что галаха запрещает совместные танцы, поэтому на религиозных свадьбах и других торжествах мужчины и женщины танцуют отдельно — по разные стороны ширмы или занавеса. Но на самом деле, галахисты не единодушны в этом вопросе. К примеру, известный итальянский раввин XV века Иегуда Минц разрешал совместные танцы, а во многих итальянских общинах даже устраивали специальные танцевальные вечера, где девушки и юноши знакомились друг с другом. Более того, совместные танцы практиковались не только в Италии. Мы знаем об этом благодаря сохранившимся раввинским проповедям, регулярно (но, похоже, не слишком успешно) требовавшим покончить «с этим развратом».

9. Еще несколько десятилетий назад среди ортодоксов нравы были куда менее строгими. К примеру, знаменитый раввин Йосеф Дов Соловейчик в конце 1940-х годов танцевал со своей женой на свадьбе одного из учеников, а выпускник престижной Мирской йешивы не видел ничего предосудительного в совместных танцах неженатых молодых людей.

10. Среди первых сионистов огромной популярностью пользовался быстрый хороводный танец хора, еврейскую разновидность которого создал в тридцатые годы израильский танцовщик и балетмейстер Барух Агадати (Борис Каушанский). Поначалу хору танцевали в основном кибуцники, но потом она стала неотъемлемым атрибутом свадеб и прочих массовых мероприятий.

11. Были и другие танцы, которые обычно исполнялись на ашкеназских свадьбах: шер или шерель (еврейский вариант кадрили), бройгес-танц («танец-ссора», в котором движения и мимика передают сначала враждебность, а потом примирение партнеров), патч-танц, символизировавший изменение статуса невесты на статус замужней женщины, и т.п. К сожалению, сегодня об этих танцах помнят почти исключительно специалисты.

12. Танец, как известно, действо магическое: им можно создать мир, разрушить мир и уж точно погубить или спасти кого-нибудь, кто этот мир населяет. В литературе есть по меньшей мере один рассказ о том, как еврей, пустившись в пляс, спас несколько человек от смерти:

— Одну минуточку, одну минуточку! — завопил Моисей Наумович пронзительным фальцетом. — Ким Сергеевич! Алексей Андреевич! Ну, погорячились, и будет! Давайте прервемся! Давайте расслабимся! Давайте я вас развлеку немного!
Он сбросил свою шубенку, засунул большие пальцы костлявых рук под мышки и запел, приплясывая:

Авраам, Авраам, дедушек ты наш!

Ицок, Ицок, старушек ты наш!

Иаков, Иаков, отец ты наш!

Хаиме, Хаиме, пастушок ты наш!

Чому ж вы не просите, чому ж вы не просите,

Чому ж вы не просите пана Бога за нас?

Скрипучим старческим фальцетом пел он, потомок местечкового балагулы, эту печально-шуточную песенку, дошедшую до него из далеких времен черты оседлости вместе с варварски переиначенными тайнами каббалы и простодушно-хитрой покорностью судьбе. Я слышал ее не впервые, несколько раз он под веселую руку пел ее на семейных праздниках в моем доме, но можно было ручаться, что Ким Волошин не слышал раньше ничего подобного. Приоткрыв рот и выпучив налитый глаз, он слушал и смотрел, как пляшет старик, высоко вскидывая ноги в поношенных брючках и старомодных суконных ботах. И я ощутил, как гибель отдалилась и пропала, оставив только струйки холодного пота, стекавшего по щекам моим…

А. и Б. Стругацкие. Дьявол среди людей

13. Израиль — не самая танцующая страна, но все же здесь есть несколько интересных танцевальных коллективов и даже классический балет, созданный уроженкой Франции Бертой Ямпольской. Правда, больших звезд в этой труппе нет, своего оркестра тоже нет (спектакли идут под фонограмму), исполнителей главных партий приходится выписывать из-за границы, но… мы все равно им гордимся.

14. В Израиле всё так или иначе связано с политикой и религией, и израильские танцоры как-то оказались в эпицентре парламентского скандала. Один из самых известных танцевальных ансамблей страны — «Бат-Шева» должен был участвовать в праздничном концерте в честь 50-летия Израиля. Однако ультраортодоксам, входившим в правящую коалицию, артисты показались недостаточно одетыми. Последовали резкие заявления с обеих сторон, но в результате победили ревнители благочестия, и выступление «Бат-Шевы» было исключено из программы концерта.

15. Одно из самых заметных культурных событий израильского лета — трехдневный фестиваль танца в Кармиэле, который проводится каждое лето с 1988 года. Туда приезжают танцевальные и балетные коллективы со всего мира, но главная особенность этого фестиваля в том, что здесь танцуют не только профессионалы, но и зрители. С утра до вечера на улицах и теннисных кортах, в парках и на площадях звучит музыка, под которую публика танцует все, что умеет и не умеет, от вальса до хастла. Так что обиженным не уходит никто.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Потанцуем? 15 фактов о еврейских танцах